Частный системный администратор

Три пути установки офисной АТС

Ни один современный офис не может обойтись без офисной телефонии. Офисная телефония необходима для общения сотрудников между собой, для возможности использования одной городской телефонной линии вместо отдельной линии для каждого сотрудника, для обеспечения режима использования телефонии и записи служебных разговоров. В общем, если в офисе работают более двух человек, особенно, если они работают в разных помещениях, без офисного телефона на обойтись.

Есть три пути установки телефонии в офисе: можно воспользоваться одной из многочисленных услуг виртуальных АТС, установить телефонную станцию на арендованном в датацентре сервере или установить сервер в офисе. Рассмотрим плюсы и минусы каждого из этих решений.

Виртуальная АТС. Многие провайдеры IP-телефонии предлагают виртуальную АТС в качестве дополнительной услуги, о часто дёшево, а иногда и совсем бесплатно. В любом случае виртуальная АТС — низкозатратное решение. Главное преимущество виртуальной АТС в том, что не требуется специалист, который её будет настраивать и обслуживать. Все функции офисной АТС доступны через веб-интерфейс, есть подсказки и техническая поддержка провайдера.  Но есть у этого решения и очень серьёзные недостатки. Офисная телефония — весьма критичная для бизнеса функция, причём критичная и с точки зрения стабильности работы, и с точки зрения обеспечения конфиденциальности и размещение столь критичного сервиса на услугах, никак не подконтрольных компании. При использовании виртуальной АТС надо понимать, что к статистике и записям разговоров, в том числе не только внешних, но и внутренних между сотрудниками, будет иметь доступ персонал провайдера. И, хотя провайдер при приеме на работу проводит проверки и берёт подписки о неразглашении, опасность утечки информации всё равно остаётся.

Можно разместить АТС на арендованном сервере, причём, если организация небольшая, будет достаточно дешевого виртуального сервера. Преимущества этого способа в том, что датацентр обеспечивает стабильность электропитания, подключения к интернету и охлаждения сервера. При этом персонал датацентра не имеет доступа к телефонной станции и не может получать информацию по статистике и записям разговоров. Но есть у размещения в датацентре и недостаток: для доступа к серверу используется интернет, а АТС с возможностью внешних междугородних и международных звонков является лакомым куском для взломщиков. Для обеспечения безопасности совершенно необходимо ограничивать доступ по ip-адресам или прятать АТС внутрь VPN.

Установка АТС внутри офиса — самое надёжное решение. При установке в офисе несколько снизится стабильность по питанию и доступу в интернет (а будет ли кому звонить в обесточенном офисе?), но защищенность возрастёт многократно: физический доступ посторонних лиц к АТС исключается, а расположение АТС во внутренней сети предприятия исключает доступ к ней хакеров. Для установки в офисе можно приобрести аппаратную АТС, а можно — сервер и установить на него программную АТС Asterisk. Никаких преимуществ у аппаратных решений сейчас нет. Все аппаратные АТС дорогие и негибкие в настройках. Поскольку Asterisk — нетребовательное к ресурсам ПО, для установки этой АТС не потребуется приобретать дорогой сервер, если офис не очень большой, хватит компьютера класса неттоп, а для 5-10 внутренних телефонов — даже одноплатного микрокомпьютера.  Единственная сложность, с которой можно столкнуться при установке АТС в офисе — организация доступа к телефонной станции извне, если есть несколько офисов или сотрудники, работающие вне офиса.